Приводим отзыв Жилина С.Н. «Кто крайний, или «с ног на голову», на статью Сергея Щукина «Саратов – Озинки: мост между Европой и Азией, или 300 километров мучений» опубликованную 19 июля 2016 года в интернет - газете «Четвертая власть». Уверенны, что этот отзыв поддержат все дорожники Саратовской области.
Кто крайний, или «с ног на голову»
Мне, дорожнику с 45-летним стажем, читать статью было неприятно. Она перегружена эпитетами: йоги, пупки, птицы, гадящие асфальтом, массаж организма, осоловевшие от ужаса и др. Автору стихи бы писать, а не быть сотрудником «дорожного контроля».
Статья изобилует не корректными и оскорбительными, не подтвержденными фактами фразами:
- «на бескрайних просторах Левобережья легко теряются миллионы бюджетных средств, в степях теряется дорога...»
- «это край дикий и беспредельный, в смысле «беззаконный».
- «Чиновникам из минтранса не мешало бы ознакомиться с тем, на что уходят миллионы бюджетных рублей»
- «Мы догадываемся, что на местном уровне все давно у владельцев горе-бригад схвачено».
- «… деньги так бездарно рассыпают по дороге...»
- «… для отдельных лиц ремонт весьма выгоден, например, для большого начальника, подъехавшего на своем «БМВ» к бригаде-бракоделов...»
Если журналист пишет о чем-то статью, тем более критическую, он должен знать предмет: терминологию, в какой-то степени технологию, порядок финансирования дорожных работ, систему приемки и контроля качества. То есть, прежде чем опубликовать статью, надо было встретиться с чиновниками-дорожниками, побывать в дорожно-эксплуатационных предприятиях, побеседовать и с руководителями и дорожными рабочими.
Не качественная работа, брак на автомобильной дороге конечно есть.
Автор статьи за световой день проехал туда и обратно 300-километровую дорогу, а потом сел за компьютер и за следующую половину дня, как мне кажется, написал статью на эмоциях. Ему хотелось, чтобы каждый житель Саратовской области прочувствовал как дорожники «крадут» государственные деньги и гробят дорогу.
А ведь задача не в этом, надо найти причину, а потом способ устранения. Но это требует времени, компетенции, да и финансовых расходов (зарплата, транспорт, командировочные, гостиница).
Я не знаю, какой гонорар получил журналист за эту статью, но если бы ему поручили поработать над ней неделю, за те же деньги, он, наверное, не согласился бы.
На содержание участка дороги от Энгельсского района до границы с Казахстаном, по которому проезжал «дорожный контроль», Минтрансом было выделено всего 96253,565 тыс.руб. (в т.ч. стоимость ямочного ремонта 50534 тыс.руб), в то время как по нормативу необходимо 308098,061 тыс.руб.. Обеспеченность финансирования 31 % от потребности.
При этом норматив установлен для условий, когда ямочность на покрытии автомобильной дороги не превышает 1,5% площади. Реально на Ершовской дороге на отдельных участках ямочность достигала 10%. С учетом фактического состояния, для приведения покрытия дороги в соответствие требованиям, необходимо было выделить на ямочный ремонт средств мининум в три раза больше.
Нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и правила их расчета введены Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2008 N532-П.
Автомобильная дорога построена более 40 лет назад, а по проекту срок службы до реконструкции составляет 30 лет. Причем, каждые 4-6 лет должен быть ремонт, а через 10-15 лет капитальный ремонт. Реконструкция была проведена только в Энгельсском (1994 – 1998г.г.), Советском (1998 - 2002г.г.) и на небольшом участке дороги в Федоровском (2015г) районах. Поэтому и «заплаток» на этих участках сейчас меньше.
Состояние дороги является прямым следствием недофинансирования дорожной отрасли и соответственно отсутствием ремонтов за период эксплуатации.
По результатам диагностики автомобильной дороги, выполненной в 2014 году, для приведения ее в нормативное состояние требуются следующие работы:
- реконструкция 23,6км, стоимость работ составит 2000,9 млн.руб.
- капитальный ремонт 284,4км, стоимость работ составит 7917,7 млн.рублей.
- ремонт 11,5км, стоимость работ составит 173,8 млн.рублей.
Всего стоимость работ составит 10092,4 млн.рублей. Разница с потраченными средствами на ямочный ремонт Ершовской дороги в 200 раз!
В настоящее время разработана проектная документация по реконструкции 2-х участков автомобильной дороги на км 96 — км 110 и км 110 — км 120 общей протяженностью 22,5 км. Стоимость работ в текущих ценах составляет 1965,0 млн.рублей.
Ликвидировать дефекты покрытия одними работами по содержанию невозможно, но Министерство транспорта решило главную сейчас, в условиях недофинансирования задачу, сохранить дорогу и обеспечить сквозной проезд, при этом поступилось снижением комфортности при движении.
Финансирование работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в Саратовской области таково, что уровень заработной платы рабочих составляет около 15 тыс. рублей в месяц. Это в условиях жары(температура асфальтобетонного покрытия летом достигает 60-70 градусов), холода, снега, дождя. Образованные, квалифицированные специалисты на такую зарплату сейчас не идут. Оплачивается работа предприятиям по объему на уровне 30% от норматива и с 3-4-х месячной задержкой. Дорожные предприятия не имеют возможности приобретать современную технику. Поэтому появляются йоги. Это, когда дорожные рабочие из кузова самосвала лопатами сбрасывают горячую асфальтовую смесь в ремонтируемые ямки на покрытие дороги.
Автор статьи высказал предположение, что смесь уже остывшая. А я скажу, что это категорически не допустимо. Рабочий может и с самосвала упасть, и оказаться на поверхности смеси, имеющей температуру 130-150 градусов.
Выпускается специальное оборудование термос-бункеры, в которых горячая смесь перевозится, перемешивается, подогревается и подается через шиберную заслонку и лоток в ямку на покрытии дороги. Дорожники говорят, что на это оборудование не хватает средств. Если им оплачивать работы как положено по нормативу, тогда у них будут и средства на технику.
Однако есть и относительно дешевые технологии с использованием битумных эмульсий, которые дорожники применяют. Здесь вопрос в цене битумной эмульсии. Монополисты завышают на эмульсию цену в 2 раза. Соответственно вырастает и себестоимость работ по ямочному ремонту.
Если Минтранс решит вопрос обеспечения предприятий эмульсией, повлияет на сдерживание цены, тогда снизится стоимость ремонта, соответственно объемы ямочного ремонта можно будет увеличить. Специализированное, промышленно выпускаемое оборудование для ямочного ремонта струйно-инъекционным методом битумными эмульсиями очень дорогое, и не всем дорожникам «по зубам». Однако можно машины КДМ для зимнего содержания оснастить дополнительными баками для эмульсии, бункером для щебня, переносной форсункой для разлива эмульсии, подключиться к пневмосистеме автомобиля. Такое оборудование опробовано и внедряется. Это «холодная технология». В Федоровском районе «Дорожный контроль» видел ямки, обработанные битумом, засыпанные щебенкой и укатанные. Все хорошо, только, по мнению «Дорожного контроля», асфальт забыли положить. Но на самом деле это широко применяемый дорожниками ямочный ремонт методом пропитки с применением битумной эмульсии или «холодная технология».
То, что дорожники срезают автогрейдером наплывы на покрытии дороги, это обычная практики. А чем еще в этих условиях?
«Дорожному контролю» в Дергачевском районе показалось, что на участке 70 км под дорогой завелась колония очень активных кротов. Из асфальта торчали «пупки» высотой более 10 см. Это не кроты, а потеря несущей способности дорожной одежды. Под асфальтом находится разрушенное щебеночное основание, отработавшее свои циклы морозостойкости и, при воздействии нагрузки от проходящего транспорта, образуются деформации в виде просадок и выпоров. Такие участки надо кирковать, убирать старое основание и, при необходимости, верхний слой земполотна, устраивать заново конструкцию дорожной одежды. Требует такая работа на порядок больше средств.
Конечно, нельзя допускать трамплинов при въезде на мосты и путепроводы, что было отмечено «дорожным контролем» при движении по Ершову. В настоящее время дефект устранен.
Нелицеприятная статистика складывается в целом по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Средств на содержание Правительство области выделяет около 19%. Разве можно при таком финансировании сохранить сеть дорог и обеспечить комфортабельное и безопасное движение? Работники ГБУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» не принимают с первого предъявления примерно 20% отремонтированных участков дорог. Но как можно требовать качественной работы, если финансируешь ее только на 19%.
Сейчас ситуация такова, что скоро в области дорожников не останется. Они уезжают в Москву, Крым, в другие регионы, где дорожные работы оплачиваются лучше.
По нашей области проходят три дороги федерального значения Нижний Новгород-Пенза-Саратов, Сызрань-Саратов-Волгоград и Саратов-Воронеж (подъезд к а/д «Каспий»). На этих дорогах средств на ремонт и содержание выделяется в пять раз больше, чем на областных дорогах. Поэтому качество проезда по этим дорогам значительно лучше.
Часть местных дорог, а это дороги к населенным пунктам, практически не ремонтируются, разрушаются, приходят в непроезжее состояние. Сеть дорог сокращается и это при том, что еще около 500 населенных пунктов области не имеют подъездов с твердым покрытием, не обеспечивают круглогодичное движение.
При уровне финансирования 30% и меньше, бессмысленно говорить о новых технологиях, современных материалах и оборудовании.
Необходима программа перехода (выхода) на уровень финансирования, соответствующий нормативному для Российской Федерации.
Было бы правильно планировать увеличение обеспечения финансирования работ по ремонту и содержанию дорог Саратовской области в % к нормативу:
2017 — 50%
2018 — 75%
2019 — 100%
Иначе нельзя будет сдержать лавинообразного разрушения сети дорог области.
Финансирование ремонта и содержания дорог у нас в области последние 25 лет шло по остаточному принципу. Если поднять цифры выделенных средств на дорожные работы за последние 15 лет и для сопоставимости (учета инфляции по Росстрою) привести их к 2000 году, тогда получим следующую картину:
- в 2000 году расходы на дорожное хозяйство составили 2,2 млрд. руб.,
- в 2005 году - 0,84 млрд. руб., коэффициент инфляции — 3,15
- в 2010 году - 0,271 млрд. руб., коэффициент инфляции — 5,0
- в 2015 году - 0,838 млрд. руб., коэффициент инфляции — 6,02
Падение финансирования в 2,5 раза, и это при том, что уже в 2000 году требовалось увеличение расходов на дороги не менее, чем в 2 раза. Как следствие, дороги плохо содержатся, не ремонтируются, не производится необходимых капитальных ремонтов. Дороги не реконструируются, то есть не повышается их технический уровень в соответствии с увеличившимся потоком транспортных средств, и совсем не строятся новые дороги. Поэтому и имеем угасающую сеть дорог.
Надо при планировании бюджета 2017 года «отрезать» дорожникам их часть, а остальное распределять по статьям. Надо на это решиться Правительству области.
Норматив на ремонт и содержание дорог, — это сколько денег необходимо. А областной дорожный фонд составляют аккумулируемые Правительством средства за счет налогов и акцизов на ГСМ. Но куда идут эти средства? На дорожные работы выделяется не более 30%, остальные на зарплату учителям, медикам и другие нужды области. Как можно винить дорожников в плохом состоянии дорог, если им выделяют не более 30% от положенных средств? Вот в чем главная проблема сейчас. Было бы правильно, если бы «Дорожный контроль» поработал над проблемой финансирования с членами Правительства, депутатами Областной Думы. Почему не исполняется Постановление Правительства Саратовской области от 30.12.2008г. №532-11 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт дорог»?
Решение заткнуть бюджетные дыры дорожным фондом — самое простое, но чревато разрушением сети дорог области, это мы уже сейчас наблюдаем.
А Саратовские дорожники работать умеют. Примером тому, введенный в 2015 году мост в г. Балаково, отремонтированные и реконструированные участки региональных и федеральных дорог на территории области, обеспечившие комфортабельное движение и скоростное сообщение с другими регионами. Уже в этом году отремонтировано покрытие дороги на подходах к мосту через Волгу у села Пристанное, на автоподъезде к г. Саратову. Но здесь и деньги выделялись другие, в сравнении с ремонтом на Ершовской дороге.
03 августа 2016